© ИП Якорев Е.С. 2017-2019. 

Все права защищены.

+7 962 179 0007

Egor@Yakorev.ru

  • White Vkontakte Icon
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon

Made by Yakorev.Ru

Исповедь активиста: 30 выводов к 30 годам о том, как бы я заново прожил студенческую жизнь

January 1, 2017

 

Недавно мне исполнилось 30 лет. Считается, что это особенный возраст в жизни мужчины. Если честно, то так оно и есть. По крайней мере, для меня. Многое начинаешь переосмысливать, когда с тобой перестает ассоциироваться число “двадцать”, а многие друзья говорят: “Ну что, добро пожаловать в клуб “четвертый десяток””.

 

И правда, есть что обдумать, особенно учитывая свою профессиональную сферу деятельности - развитие студенческих организаций, - в которой работаю вот уже 12 лет. Пройдя путь от общественного активиста и организатора в университете и городе до социального технолога, возглавлявшего всероссийскую программу и работавшего с серьезными государственными структурами, я поставил для себя почти все “галочки” в чек-листе карьерных задач в общественной деятельности, который составил еще в 20 лет.

 

За это время пришлось поработать с тысячами активистов студенческих объединений почти по всей стране на лагерях актива, форумах, тренингах и других мероприятиях. И чем старше я становился, тем чаще слышал вопрос из аудитории: “Егор, как бы ты прожил свою студенческую жизнь, если бы мог прожить ее заново, зная все то, что знаешь сегодня?”. Это меня заставляло не раз серьезно задумываться над ответом.

 

Рассуждая сейчас над тем, как я прожил бы свою активную студенческую жизнь, если бы мог прожить ее заново, я не пытаюсь жить прошлым, и не говорю, что меня там что-то не устраивало. Я искренне считаю свою студенческую жизнь потрясающим периодом в жизни, который дал мне многое и в котором я смог сделать многое. Это были и правда крутые 5 лет, в которых, думаю, было все, о чем  только можно мечтать простому парню из небольшого города и простой семьи! Ну, или почти все… :)

 

Я стараюсь оценить с позиции своего опыта жизни после университета эффективность тех или иных действий, которые я совершил в студенчестве и которые дали свои плоды только после окончания учебы и окончательного перехода в трудовую деятельность.

 

И в свои 30 лет, смотря через призму многолетней профессиональной работы со студенчеством на прошедшие университетские годы, я осознаю, насколько это время является действительно определяющим судьбу человека, насколько много возможностей в нем на самом деле и насколько важно правильно организовать это время, чтобы оно не прошло впустую.

 

Итак, для себя я сделал 30 выводов о том, как бы я заново прожил свою студенческую жизнь:

 

1) Больше бы учился и ценил время, проведенное за партой. Естественно, мы не только за знаниями приходим в университет. Здесь важен и социальный опыт, который получаешь много откуда, в том числе и через общественную деятельность. Но важнейший навык, который ты можешь здесь приобрести, - это умение поглощать огромное количество учебной и внеучебной информации, анализировать, запоминать, компилировать ее, отбирать, концентрированно выдавать, оформлять и многое другое. Одним словом, работать с информацией. В наш суперинформационный век мы обязаны уметь это делать максимально эффективно. Студенческая жизнь - классный тренажер.

 

2) Старался бы максимально сконцентрироваться на своих действиях по принципу “1460”. У нас в философии проекта “СтуденческийАктив.РФ” есть принцип “1460”. Смысл его заключается в том, что у каждого студента есть примерно 1460 дней (полных 4 года обучения), которые он может инвестировать в свое развитие. Это время как ресурс ему предоставило общество. Ему дана возможность за этот период переродиться из вчерашнего подростка-школьника в полноценного успешного гражданина, способного быть полезным для себя и для общества в целом. Всего 1460 дней, когда нужно максимально сконцентрироваться на своем развитии и отбросить все лишнее. Как показывает жизнь после вуза, такого временного ресурса больше не будет.

 

3) Думал бы не только о том, как стать самым крутым активистом в вузе, а как стать по правилам “взрослого мира” гораздо более конкурентоспособным и востребованным вне его. Только потом понимаешь, что университет, несмотря на кардинальные отличия от школьной жизни, все-таки еще очень и очень снисходителен к тебе. Где надо - поддержат, где надо - “закроют глаза”, где надо - будут назидать и так далее. В общем, тут к тебе относятся бережно. Особенно к активистам. Отсюда и планка требований ниже, чем в жизни вне вуза. Поэтому, кем бы ты ни собирался быть, какую бы сферу деятельности ни выбрал, нужно всегда ориентироваться на стандарты качества, которые предъявляет жестокая и бескомпромиссная “послевузовская жизнь”. Будешь стремиться к крутизне вне университета, быстро станешь самым крутым в университете.

 

4) Хорошо бы думал каждый раз, когда предлагают ехать на очередной лагерь или форум. Да, это, может быть, весело, но время может быть потеряно действительно. И если бы собрался куда-то ехать, то лучше бы готовился к такой поездке: ставил бы цели, брал визитки, готовился знакомиться. В конце концов, самое лучшее, что ты можешь увезти оттуда – это полезные знакомства, деловые договоренности и друзей на долгие годы.

 

5) Сосредоточился бы на общении с людьми, которые со мной на одной волне. И только из таких бы формировал свою команду. Попытки привлекать в свою работу и жизнь тех, чье мировоззрение и ценности отличаются от твоих - это самому создавать для себя массу проблем. Когда вы на “разных частотах”, вы действительно не понимаете друг друга, у вас разная скорость, у вас разные векторы движения и много чего еще разного. И дело не в том, что кто-то плохой, а ты хороший или наоборот, а дело в том, что вы не на одной волне. И не надо стараться переделать людей. Это не наше право, и в итоге все равно ничего не получится.

 

6) Минимизировал бы общение с теми, кто съедает энергию и заставляет впустую тратить время. И таких людей немало. Они готовы тебя окружать, потому что питаются твоей энергетикой. Это - энергетические вампиры. Они навязывают тебе бессмысленные разговоры ни о чем, жалуются, обсуждают с тобой кого-то и многое другое. Им плевать, что ты занят или сконцентрирован. Им также плевать, что тема навязываемого разговора тебе совсем неинтересна и тебе некогда. И тут надо уметь говорить: “нет”, вместо того, чтобы проявлять великодушие. Надо беречь свое время и энергию, ведь они понадобятся для других более важных дел.

 

7) Не упустил бы возможность тогда, на одном из выездных проектов… Хм... Или даже не на одном. Но об этом я не могу рассказать. Просто вывод: не терять возможностей, которых в студенчестве действительно масса. Возможностей уникальных и сконцентрированных. Которые нужно просто увидеть и взять. Они на поверхности. Многие из них преподносят “на блюдечке с голубой каемочкой”. Чтобы взять другие, нужно немного напрячься. В жизни после вуза тоже много возможностей, но их получение связано с гораздо большими “напрягами”. Поэтому нельзя терять шанс.

 

8) Сосредоточился бы на том, что действительно помогает быть более успешным в жизни ... и как можно больше бы уделял этому времени. Векторы моей студенческой жизни были выстроены интуитивно и под влиянием моих учителей и наставников. Но теперь я точно понимаю, что есть совершенно конкретный набор элементов, правильная комбинация которых создает мощный вектор, ведущий тебя к жизненному успеху. Это -  “5 звезд студенческой жизни”: академическая успеваемость, профессиональный опыт, социальные связи, улучшенные жизненные компетенции и здоровье. У меня ведь было даже больше, чем 1460 дней для этого…  >>подробнее о “5 звездах” здесь>>.

 

9) Каждый день бы уделял внимание развитию своей самостоятельности. И в первую очередь – финансовой. Научиться создавать ценность, за которую тебе будут платить, – это очень важно. Уметь зарабатывать деньги, это настолько же важно сегодня, насколько в первобытном обществе нужно было уметь охотиться на мамонтов. Сегодня именно это один из факторов нашего выживания. И не слушай тех, кто твердит, что “деньги - это не главное”. Попробуй это сказать в магазине, покупая еду или одежду себе и своим детям, оплачивая кредит или ипотеку банку, собирая ребенка в садик или школу, заказывая путевку в жаркие страны или покупая машину своей мечты в автосалоне и так далее. Представил что тебе ответят? Конечно, далеко не все мерится деньгами, но они определяют удовлетворенность наших базовых потребностей. И это очень важно знать, прежде чем думать о высоких материях. Уметь самостоятельно зарабатывать деньги - это весьма полезный навык, который обеспечит твою безопасность и стабильность.

 

10) Держался бы подальше от теоретиков и учился только у практиков - у самых лучших, которых бы только смог найти. Особенно в вопросах достижения успеха и благосостояния. Человек, который сам не умеет зарабатывать миллион, никогда не сможет этому научить. Потому что огня не будет в глазах и мозолей на опыте. Он может пересказать чью-то книгу или тренинг, может завалить тебя цитатами и биографиями самых успешных людей в истории и другой “мотивирующей инфой”. Но он никак не сможет передать технологию и уверенность в победе на пути к успеху. А сильная мотивация жить по-другому без понимания, что и как нужно делать, может быть разрушительна для человека. Ведь не каждый сможет самостоятельно разобраться и научиться на своем опыте. Это правило я взял для себя и своей тренерской работы: я не учу тому, чего не умею сам и что мне в практике не принесло результата. От этого совесть спокойна - уверен, что это будет работать и у учеников.

 

11) Стремился бы еще больше брать шефство над молодыми активистами. Самое ценное, что мы можем оставить после себя в университете, – это люди. Новые поколения актива и работающие технологии для их деятельности и развития. Ты лично мог быть очень активным (самым активным), но вместе с твоим выпуском это уходит. И, если ты не оставил после себя наследие в виде людей и системы работы (проекты, организации), то тебя словно никогда не было.

 

12) Уделил бы больше времени английскому языку. Может показаться, что он не нужен. И мне так показалось на 2 курсе, хотя до этого времени я его долго изучал и знал достаточно хорошо. Но, когда вдруг понимаешь, что,  не зная его, ты не имеешь возможности открыть этот мир полностью, сразу жалеешь об упущенном, которое потом приходится мучительно наверстывать. Это язык мирового общения, поэтому, если мы не знаем его, то закрываем для себя возможности, который может дать англоязычный мир: товары, услуги, общение с людьми, места, знания, опыт и многое-многое другое. Очевидно, что век информационных технологий будет максимально полезен для тех, кто владеем большим количеством языков.

 

​13) Сходил бы в армию до поступления в университет. Я пошел лишь в 24 года, уйдя из аспирантуры. Опыт, который можно там взять, бесценен. Ему нет аналогов в обычной жизни. И не может быть. Этот опыт очень круто помогает в делах, в отношениях с людьми, в бизнесе и общественной жизни. Ну и, в конце концов, 23 февраля все бы меня справедливо поздравляли, а 2 августа я с гордостью (еще будучи студентом) носил бы голубой берет. И кто бы что не говорил об армейской службе, у каждого она своя. Всем знакомым, кто туда идет, я всегда говорю: “Постарайся взять максимум полезного для себя оттуда. Не жди, что дадут. Бери сам!”. А вообще, это я к тому, что некоторые вещи, сделанные вовремя,  укрепляют нас как личности.

 

14) Старался бы еще больше пробовать и экспериментировать. Ведь только так можно понять, что ты действительно хочешь. Стремился бы получить еще больше разнообразного опыта. Я закончил музыкальную школу, воскресную школу, жил пару месяцев в монастыре, танцевал брейкданс на улицах, программировал, рисовал на стенах, писал музыку, песни и стихи, занимался карате, боксом и смешанными единоборствами, реализовывал социальные проекты, торговал за прилавком, выступал на сцене и многое другое. И это не зря потраченное время. Это огромный багаж знаний, людей и опыта. Это то, что действительно делает жизнь интересней. Больше опыта! Для успеха! Но это не относится к наркотикам и прочему, разрушающему тело и разум.

 

15) Приучил бы себя описывать свой опыт. Мы каждый день в своей работе в активе и в организациях создаем массу опыта, который потом теряется, потому что не осмыслен, не систематизирован и не описан. Это часто заставляет нас изобретать велосипед по несколько раз. Ну разве это не глупо? Кстати, хорошая подготовка новых поколений актива невозможна без описанных методик. Свой опыт невозможно полноценно передать, если он не изложен на бумаге. Ну и, более того, навык анализа и изложения своего опыта - полезный инструмент для человека, который стремиться к успеху, потому что ему не раз в жизни придется делиться своим опытом во имя результатов дела.

 

16) Продолжал бы, как и сейчас, как можно меньше заниматься самоанализом. Это копание в себе схоже с поиском мин на поле. Найти может каждый, а вот остаться в живых – нет. В глубине нас есть вещи, которые там лучше и оставить, чтобы прошлое не взорвало настоящее. К тому же это отнимает много времени, и сосредотачиваясь на том, что было, ты недостаточно думаешь о том, что будет. Как показывает жизнь, твой будущий результат не всегда зависит от твоей прежней модели поведения и восприятия мира. Все гораздо сложнее. Но это не означает, что совсем не надо анализировать себя и свой опыт. Обязательно нужно рефлексировать, делать правильные выводы и улучшать себя. Но это не должно стать смыслом жизни, заменой твоей работе и тем более не должно становиться препятствием для достижения целей.

 

17) Был бы аккуратнее в общении с людьми. Надменность и твердолобость – плохие союзники в построении успешной карьеры. А некоторые поступки аукаются много времени спустя. Я это понял, когда из-за необъективной характеристики обиженного человека меня не взяли работать в очень серьезную структуру. Хотя теперь я понимаю, что это было к лучшему. Вообще, в принципе, надо понимать, что люди растут и развиваются. Вчерашний неудачник, над которым мы дружно смеемся, завтра может стать очень серьезным человеком, к которому мы придем работать или от мнения которого будет много чего зависеть. И многие люди действительно злопамятны. Поэтому стоит уделять больше времени искусству нетворкинга.

 

18) Продолжал бы ставить перед собой амбициозные цели и стремился бы их реализовывать. Если не стремиться делать проекты, которыми будешь гордиться и через 20 лет после выпуска, зачем вообще чем-то заниматься. Студенчество – это уникальное время экспериментов, на которое государство дает даже возможности, а старшие товарищи прикрывают «пятую точку». Важно во время выпуска знать, что ты сделал хотя бы один проект здесь, который до тебя не сделал никто! И создавая что-то надолго, на гораздо дальше, чем дата вашего выпуска, ты удивишься тому, насколько по-другому построишь всю свою работу и насколько качественными будут результаты. Создавая на 4 курсе “Большой Турнир”, я сразу хотел увидеть, как пройдет десятый по счету. Мне было 20, а цель стояла на 10 лет. Это помогло тогда создать очень серьезный фундамент для развития проекта из мероприятия для одного вуза до самых сложных студенческих состязаний в России, куда съезжаются сотни студентов и самых разных регионов.

 

19) Реально больше времени уделял бы изучению новых технологий, различных софтов и возможностей компьютера и гаджетов. Сегодня технологии настолько ушли далеко, что без их знания невозможна никакая конкурентоспособность вообще. Благодаря им сегодня можно не только ускорять работу, но и делегировать роботам целые процессы. В мое студенчество такого не было (как мне кажется сейчас). Быстрые конструкторы сайтов, таргетированная реклама в социальных сетях, сами социальные сети, автоматические рассылки, пиксели для отслеживания пользовательского поведения, моментальные редакторы, переводчики, облачные технологии и многое-многое другое. Огромное количество сервисов, которые готовы помочь нам повысить эффективность, о которых мы ничего не знаем и не умеем работать. Владеющий всем этим сегодня человек может заменить целых 10 (не меньше), которые все делают вручную и долго. Только представь уровень эффективности, которую может достичь студенческая организация благодаря новым технологиям!

 

20) Больше бы времени и внимания уделял своим учителям, людям – которые вложили в меня то, что сделало меня таким, каков я есть. Быть учителем - особая миссия, которую человек выбирает по зову сердца. И именно свое сердце и душу он отдает своему ученику вместе со знаниями. Это ценно! Им на самом деле ничего от нас не нужно, кроме внимания. И нет большей для них награды, чем видеть, что ученик превзошел учителя. Поэтому больше награждай своих учителей!

 

21) Поселился бы в общежитии. По-любому! Нельзя до конца понять и прочувствовать студенческую жизнь без общажной реальности - совершенно определенной экосистемы, которая неведома тем, кто вне ее. Именно там происходят одни из самых интересных и важных событий. Сегодня я уверен, что мне бы удалось больше понять и сделать, если бы я был там. Честно говоря, я там бывал иногда, но это совсем другая тема...

 

22) Почаще бы находил время на отдых. Уметь много и продуктивно работать – это важно. Но уметь отдыхать так, чтобы полностью восстанавливаться – это тоже искусство, которым лучше овладеть до того, как начнешь выгорать и ненавидеть всех и все вокруг. Это не так заметно, пока тебе 18-25 лет. Но потом становится все более очевидным, что сил и энергии заметно поубавилось. Учись навыкам восстановления энергии, экспериментируя, найди свою наиболее эффективную модель. Я сейчас не говорю о шумных вечеринках и выездах на природу, хоть это и называют отдыхом. На самом деле это тяжелая работа (иногда испытание) для нашего организма. Ищи свои источники энергии.

 

23) Избегал бы большинство совещаний, на которых пришлось побывать за студенческую активную жизнь. Их действительно было немало. За ними часто только ощущение собственной важности, но очень мало дела. Ощущение от результата сильно отличается - сами понимаете. Конечно, для решения некоторых вопросов и своего продвижения важно принимать участие в совещаниях, особенно на которые приглашают люди, уважаемые и власть имущие. Но не стоит совещания превращать в смысл своей активной деятельности. Высокого результата не будет точно.

 

24) Все бы сделал для того, чтобы университет не стал отсрочкой от жизни. Это время нас должно к ней готовить, здесь мы должны пройти “спецподготовку успешных людей”, ведь обидно, что те, кто не учился, живут лучше. Я много встречал студентов-активистов, которые словно прячуться в стенах вуза, боясь выйти за его пределы, потому что там мир, в котором они действительно мало значимы и мало, что умеют. И это, по моему мнению, - системная ошибка современной активной студенческой жизни. Мы должны выходить из вуза суперподготовленными востребованными людьми, компетенции и качества которых вне конкуренции. Иначе зачем мы столько сил и времени потратили на весь свой активизм?

 

25) Перед тем, как стремиться изменить мир, сначала бы поднакопил бы для этого достаточно денег. Всегда нужно немало ресурсов, чтобы влиять на мир и процессы в нем. И мочь их изменить по-настоящему. Даже в условиях одного университета. Поверь, не очень приятное занятие - ходить и кому-то доказывать, что у тебя есть классная идея, которая может что-то в этом мире изменить. Тем более когда люди тебе отказывают со словами “лучше бы поработал”. Еще более неприятной ситуация становится, когда ты делаешься старше. И как же приятно менять мир на свои заработанные деньги. Конечно, навыки фандрайзинга важны, но тогда стоит к таким действиям относится как к продажам и так подходить к их организации. Не нужно стремиться стать профессиональными попрошайками, важно стать профессиональными упаковщиками и продавцами.

 

26) Старался бы еще больше держаться подальше от людей, которые проповедуют определенные принципы и идеи, но сами по ним не живут, потому что не хотят или не могут. Уверен, что еще дальше нужно держаться от тех, кто за правильными лозунгами проворачивает преступные дела. Кто, говоря правильные слова и транслируя верные ценности, создает иллюзию своей благонадежности, одурманивает людей и пользуется ими.

 

27) Для меня быть активистом - это образ жизни. Если это воспринимать как работу или некоторую деятельность ради чего-то, то постоянно будет не хватать времени на жизнь вне “активизма”, будет точно страдать личная жизнь и нарастать неудовлетворение. В итоге тебя все чаще будет посещать только одна мысль - побыстрее бы со всего этого “соскочить”. Выбирая активную жизненную позицию, ты входишь в определенную касту людей. В ней теперь свои правила, законы, уровни и перспективы. Если ты решил стать активистом - прими эту новую реальность и новую роль. И будь с ней до конца. Конечно, ты всегда можешь опять занять пассивную позицию, - иногда бывает такое состояние, что не хочется больше активничать. Но ты должен помнить, что ты всегда можешь вернуться назад. Быть активистом - это не участь, это сознательный выбор.

 

28) Пересмотрел бы подход к формированию своей студенческой организации. Чтобы достичь результатов, нужно наращивать не количество людей, а их качество. Лучше пусть будет 10 высокоэффективных человек, чем 30 просто активных, 25 из которых будут бесполезными, зато у вас будет ощущение, что вас много. Если ты руководитель или стремишься им стать, то ты должен принять тот факт, что твоя задача - достижение результата. Не ощущений, не иллюзий, а именно - результата. У студенческой организации не может быть цели собрать в себя как можно больше людей. Это бред. Поэтому перед тем, как кого-то собирать, нужно определиться с миссией и понять:  какие люди необходимы и сколько.

 

29) И сегодня было бы тяжело развивать свою деятельность и амбициозные проекты. Потому что мы пока еще живем в обществе, где один человек почти ненавидит успех другого. В большинстве своем люди с ума сходят от зависти, когда видят человека умнее, продуктивнее и успешнее себя. И вместо того, чтобы тянуться за ним, они стараются его потопить. Да, мы слышим, как важно быть успешным и делать что-то великое. Но чаще всего мешать и топить будут именно те, кто кричит об этом громче других. Поэтому сразу стоит настроиться на то, что ты встретишь недопонимание, искусственные преграды и людей, которые будут поливать тебя грязью за спиной с одной только целью - затормозить или вообще уничтожить твой рост. Поэтому тем, кто исповедует успех и активный образ жизни, нужно объединяться и максимально много времени проводить вместе.

 

30) Был бы более прагматичным. Не стоит забывать про собственную выгоду от того, что ты делаешь. И я говорю не о деньгах, а о том, что ты действительно получаешь взамен. На твоем пути найдется масса людей, которая различными способами будет склонять тебя сделать что-то для них со словами: “Ну вы же волонтеры-активисты-общественники, а значит должны…”.  Стоит избегать тех, кто стремиться эксплуатировать горячие сердца своим холодным рассудком. Они опустошают. Активная студенческая жизнь может для каждого стать серьезной школой с огромным багажом знаний, связей и опыта на выходе. Ты уже спланировал для себя то, что ты хочешь от этого всего получить для будущей жизни?

 

P.S.

На самом деле, мне очень повезло. В студенческой жизни я встречал очень сильных учителей, которые дали мне очень много. Даже не представляю, чем бы занимался и кем бы был, если бы не они. Но надо понимать, что одним из главных учителей в жизни является сама жизнь.

 

P.P.S.

И вопреки мнению о том, что самая кайфовая жизнь только в вузе, нужно знать, что самая движуха, на самом деле, начнется позже - в жизни после выпуска. Поверьте мне, так как на момент написания этой статьи уже как 7,5 лет моему выпуску (учился 5 лет). В жизни после университета больше возможностей и больше драйва. Но чтобы она таковой была, к ней нужно готовиться сейчас. Каждый день. И все будет супер! 4-6 лет студенчества - это на самом деле немного. Но чтобы все было круто, в студенчестве надо создать фундамент. Всегда помните, что студенчество – это не время, когда важно, кто ты есть, а это время, когда важно, кем ты станешь!

 

Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам
Please reload